diva.by

Метафорические ассоциативные карты

Тема в разделе "Психология и межличностные отношения", создана пользователем ЕК, 15 июн 2017.

  1. ЕК

    ЕК Дива

    Эта тема меня "зацепила" еще году этак в 2011ом, когда меня с ними познакомила моя подруга - психолог с приличным стажем. Поначалу к МАК, как любят сокращенно называть метафорические ассоциативные карты, я отнеслась как-то скептически (как, в принципе, ко многому относилась в прошлые годы - до определенного момента). Для меня карты были этакой темой про гадалок и шаманов, пока Надя не показала их в работе как полноценный инструмент арт-терапии. Ничего гадательного с привлечением потусторонних сил здесь не оказалось. Просто хороший метод работы со своей головой и чувствами, помогающий решать насущные проблемы.
    Потом была пауза на эти самые 5-6 лет. А в апреле этого года я узнала, что с тренингом по метафорическим ассоциативным картам приезжает Константин Довлатов - известный российский психолог, которого многие из вас уже знают по телевизионному проекту "Все слодится". Вместе со своей женой Эльмирой они планировали провести несколько мастер-классов на эту тему.
    Мне стало любопытно, и я попросила Константина ответить на вопросы, связанные с МАК. Информации я получила с лихвой, но удержать и переварить ее всю было сложно - хотелось все увидеть на практике. Поэтому не прийти на эти мастер-классы я уже просто не могла.
    В минувшие выходные я на них, наконец, побывала. Всё оказалось невероятно интересным. Что меня больше всего удивило (и, надо признаться, обрадовало) - для работы с этими картами, по словам Константина Довлатова, психологического образования не требуется. Как минимум - они прекрасны как инструмент самопомощи.

    Естественно, чтобы всю информацию переварить и правильно использовать предложенный алгоритм на практике, метафорическими ассоциативными картами нужно активно пользоваться, а не забрасывать их на дальнюю полку. Поэтому, сразу же в день мастер-класса, вернувшись домой, я решила поработать над одним из переживаний вопросов своего сына, с которым он ко мне обратился некоторое время назад. Как это происходило и что по итогу из этого вышло - я расскажу и покажу завтра.
    А пока предлагаю всем, кому эта тема интересная, объединиться в этой ветке. Делиться своим опытом, находками, результатами работы с картами, новостями и вообще - всякими интересностями, связанными с МАК.
     
    Последнее редактирование: 20 июн 2017
  2. ЕК

    ЕК Дива

    Итак, как и обещала, рассказываю о том, как прорабатывали с сыном вопрос, который его тревожил.

    У него в классе есть парень, с которым постоянно возникали стычки у ребят. Ввиду специфики характера или иных причин, у него была (есть?) потребность «цеплять» других. То кетчуп вылить в портфель, то сок в ботинок, то ущипнуть, то сказать какую-то обидную фразу. Каждый из одноклассников решал с ним свои вопросы как мог. А Ян у меня – натура чувствительная, но при этом не погнушается сразу накостылять в ответ. И ему, конечно, не нравилось то, что происходило.

    Когда я вернулась после мастер-класса по картам, Ян выбрал именно эту ситуацию для проработки. Мы взяли колоду «Котомоций» (CatEmotions). Сын стал по очереди вытаскивать всех участников ситуации. Вначале – персонажа, ассоциируемого со своим противником (карта в центре), потом с собой (карта справа), затем… с учительницей. Стали рассуждать, кто из персонажей в этой ситуации что чувствует (полностью весь диалог приводить не буду – получится очень длинно). Обидчик – испытывает радость, персонаж справа – «терпит как лев, но чувствует себя недостаточно сильно, чтобы дать очень жесткий отпор», персонаж слева – расстроен поведением двух остальных и пишет заявление на отчисление обоих из класса.

    image.jpeg

    Стали смотреть, чего хочется и с помощью чего этого можно добиться. Так в центре поверх карты обидчика появилась агрессивная карта, что называется, «на уничтожение». Посидели, подумали, а насколько это правильно? Рассмотрели ситуации из жизни, когда в ответ на агрессию – действовать так же и к чему это обычно приводит. На что сын сказал: «Нет, все-таки так не хочу, это не решение. Не хочу быть злобным». И поменял карту на «диалог с мамой мальчика, которая ему объясняет, что делать так нельзя, и что в итоге произойдет, если он не перестанет». После этого на вопрос, что поменялось и хотелось бы ему проиллюстрировать это заменой карт, сын свою карту оставил прежней, но сказал, что теперь он больше лев, чем кот, более сильный и спокойный. Карта с персонажем учительницы тоже изменилась (слева) – «сейчас она горда тем, как все исправилось и довольна».

    После этого мы еще немного поговорили, и ребенок с совсем другим настроением удрал на улицу.

    Это было в воскресенье вечером. А позавчера вечером в вайбере нашего класса стало известно, что этого мальчика переводят в другой класс. Скорее всего это, конечно, совпадение. Но в нашем случае оно оказалось на руку, поскольку позволило сформировать больше доверия к возможности устранять точки напряжения с помощью такого инструмента, как карты.
     
    Irishk@, Юнис и Genijya нравится это.
  3. Genijya

    Genijya Дива

    У меня тоже был опыт психологической сессии с помощью метафорических карт. Есть в Минске замечательный психолог - Олеся Валерьевна Пономаренко. Метафорические карты - сильный инструмент в ее руках. Причем она пользуется разными колодами в процессе работы, доставая из человека самое сокровенное. Вот к ней я и попала.

    Намучившись с выбором запроса (я, как любитель всего и сразу, порядком растерялась), я начала тянуть карты-состояния, которые внутренне отзывались. Запрос не озвучу -- слишком личное. Но в области отношений.
    Когда все картинки заняли места на столике, Олеся Валерьевна попросила меня рассказать историю. IMG_20170504_164636.jpg И тут Остапа понесло... Это была красивая сказка о печальном короле и бездарно прожитой жизни, судьбоносной встрече и чуде, которое, конечно же, где-то рядом. Вот здесь я поняла, что надо писать и лучше не останавливаться.

    А вот когда картинка была полностью обрисована, Олеся Валерьевна сняла налет сказочности и показала, какая неприглядная ситуация получается, где спрятаны иллюзии и как они портят жизнь. И ты сидишь такой и понимаешь, что да, так и есть.

    Большинство колод, которыми пользуется психолог, настолько абстрактны, что включать мозг и выбирать карты сознательно бесполезно. Ничего не получится. Ты тянешь по наитию и, тем самым, открываешь доступ к бессознательному. И вот уже оттуда поднимается на поверхность все, что было так бережно спрятано и находилось в слепой зоне. А так как карты - мягкий инструмент, то работа продолжается после сессии, часто через сны. Какие сны мне снились! И вопрос, который меня мучил, постепенно решается: меняется пространство и меняюсь я.

    Можно, наверное, и без психолога проводить такие сессии, самостоятельно. Но, как мне кажется, когда тебя ведут, задают нужные вопросы, получается более эффективно. Хотя все зависит от сложности.
     
    Irishk@ нравится это.
  4. Юнис

    Юнис Дива

    ЕК, Лена, так, а сам Довлатов с чего вдруг подался в эту тему?
     
  5. ЕК

    ЕК Дива

    Юнис, об этом Константин, кстати, рассказывал в одном из своих интервью для Портала:

    «С ними я впервые столкнулся года 4 назад на одном из семинаров, на котором оказался человек, торгующий такими картами. Он мне показал, какие вопросы и как можно решать с их помощью. Уже тогда это мне показалось очень интересным, но в тот момент щеки у меня были очень надутыми :), я решил, что на обучение не пойду, что я слишком крут :).

    Тем не менее, я решил попробовать что-то делать сам. И когда увидел, что может получать даже без особых знаний и опыта в этой области, решил пойти на обучение. Учиться, хочу вам сказать, вообще хорошо и полезно :). Это помогает не совершать тех ошибок и массу промежуточных действий, которые другие люди уже совершили. По сути, ты получаешь уже готовый результат, от которого гораздо легче отталкиваться и двигаться дальше. С тех пор продолжаю постоянно учиться...»
     
    Последнее редактирование: 20 июн 2017
    Valkyr нравится это.
  6. Valkyr

    Valkyr I'm just a dreamer

    ЕК, спасибо за такой интересный опыт с ребенком, надеюсь это помогло! Очень симпатичная колода с котами, а есть ли у вас в семье еще другие, почему выбрали эту? :)
     
  7. ЕК

    ЕК Дива

    Valkyr, насколько помогло - это мы узнаем позже, когда начнётся учебный год. Пока - не буду строить прогнозов. Но сегодняшние рассуждения моего сына на эту тему меня радуют.

    Вот вся моя коллекция на сегодня :)

    image.jpeg

    Начала с неё, потому что именно к ней почему-то сразу и потянуло. Хотя, как я поняла, работать можно с любой колодой практически по любом теме.
    Но именно обе "кошачьи" колоды, как мне показалось, наиболее позитивно воспринимаются детьми.
     
    mask, Надежда К., Юнис и ещё 1-му нравится это.
  8. А в чем разница между ними?
    Мне почему-то подумалось, что это одно и то же, только по-разному нарисованное.
     
  9. mask

    mask Дивная собеседница

    ЕК, посмотрела на твои карты и вспомнила, что меня подружки тоже подсадили:D Вот мои колоды:) Очень нравится колода по стихиям Спира - реально помогает сгармонизироваться, ну а карты Вирче для поднятия настроения и волшебства:rolleyes:
     

    Вложения:

    Юнис, Irishk@, ЕК и ещё 1-му нравится это.
  10. Я все же не могу понять. Это больше как игральные или как гадальные карты? И в чем оно помогает?
     
    ЕК нравится это.
  11. высказывание психолога (!) о том, что для работы с картами психологическое образование вовсе не обязательно, для меня странно и непонятно. да, при наличии базовых навыков работы с ними, карты могут помочь привести в порядок мысли и чувства. самопомощь и все такое. но это, знаете, примерно как сказать "для того, чтобы лечить болезни, необязательно быть врачом". да, бывает, сам себе "назначишь" чайку горячего с малиной и сон под теплым одеялком - и простуда отступит. но, увы, бывают ситуации, когда самолечение как минимум - бессмысленно, как максимум - опасно.
    подобные популяризации с одной стороны повышают психологическую культуру населения, с другой - убивают ценность и потенциал инструментария. ведь после таких слов любой может взять карты в руки и стать "профессионалом". и не дай бог такой профи решит "поработать" с другими. я не говорю сейчас о вас, дивы, но имею в виду тех ушлых людей, которые решат подзаработать на таком популярном направлении. а такие "специалисты" всегда находятся.
     
    NATALLIA1, Netto, ЕК и 3 другим нравится это.
  12. mask

    mask Дивная собеседница

    Надежда К., у меня не метафорические, карты Вирче можно отнести к гадальным, они настраивают на позитивное мышление. Карты Спира другие - они про связь со стихиями, про гармонию внутри нас, про здоровье больше. Ну и все эти карты (включая метафорические - не игральные, конечно:))
     
    Юнис, ЕК и Надежда К. нравится это.
  13. mask, какая же разница между гадальными картами и метафорическими? И вообще - между метафорическими и таро? Они же тоже - гадальные?
     
    ЕК нравится это.
  14. Надежда К., я не гадалка, поэтому с уверенностью про таро и прочие карты сказать не могу.
    а мак - мощный диагностический и коррекционный психологический инструментарий. с помощью этих карт психолог не гадает, не предсказывает будущее клиента, а помогает ему в метафорической и ассоциативной форме, через вживание, проживание, вчувствование, проработать различные жизненные ситуации. многим людям тяжело осознавать и говорить напрямую о чувствах, мыслях. сказать прямо "я завидую", "мне страшно", "я не люблю" и т.д. - это сильно. и смело. и больно. а карты позволяют думать и говорить о травмирующих ситуациях образно, возможно - от лица другого персонажа. карту интерпретирует не психолог, а клиент. именно он выбирает карту, говорит о чувствах, которые она вызывает, разыгрывает ситуации выхода. мак позволяют вынести переживания наружу, структурировать их, найти пути и решения. и психолог в этой ситуации - помощник. но никак не предсказатель.
    а может быть, в этом и есть главное отличие. ведь в гадании - именно гадалка интерпретирует карты. а клиент послушно слушает.
    вообще, в руках умелого психолога любая сказка/песня/картинка и т.д. может стать "мак". как, в общем-то, и "хорошая" гадалка может притянуть за уши любой стимул, будь то черная кошка или упавшая на пол ложка )
     
    NATALLIA1, Netto, mask и ещё 1-му нравится это.
  15. ЕК

    ЕК Дива

    Дорогие Дивы!
    Я попросила Константина Довлатова, по возможности, также отвечать на вопросы в этой теме и комментировать отдельные моменты. Пока не могу точно спрогнозировать, насколько оперативно это будет получаться, поскольку график у Константина ввиду его известности и востребованности как тренера и автора ряда масштабных проектов крайне плотный. Тем не менее, как и вы, буду очень рада его присутствию на нашем форуме.
     
  16. mask

    mask Дивная собеседница

  17. Константин Довлатов

    Константин Довлатов Психолог, основатель духовной интеграционики

    День добрый, уважаемые Дивы :).

    Благодарю Вас, Рыжая-бесстыжая , за то что подняли эту тему:

    Буду с Вами откровенен: такого плана возражения я достаточно часто слышу именно со стороны психологов. Что любопытно: в процессе разговора специалисты сами же в конце концов признаются, что их заботит больше не столько вопрос опасности метода в руках непсихологов, сколько обычный страх потерять работу в результате повышения психологической грамотности населения. И как следствие - недостаточной востребованности психологов.

    А страх этот ведь, на самом деле, - необоснованный, так как с повышением грамотности населения работы у профессиональных психологов прибавится. Знаете, почему? Потому что люди будут понимать, что они могут получить благодаря профессионалу.

    Что касается игры в карты. На самом деле она очень экологична. Именно потому, что рядом нет психолога, который своими вопросами может завести в дебри, из которых самому потом можно и не выплыть. Человек, глядя на карту, соединяется со своими ассоциациями на тему, по которой делает расклад, и начинает исследовать их. Благодаря этому у него часто бывает масса инсайтов по поводу причин СОБСТВЕННОГО поведения, своих реакций, своих выборов. А ведь осознание - половина исцеления.

    Вторая половина - построение новых моделей поведения, применяя те же самые карты. И первая и вторая часть выполняют одну важнейшую роль - повышают осознанность человека в процессе выбора способов жить. Снимают автоматизмы. Делают человека человеком. Что происходит, когда, играя в карты, человек приближается к болезненной теме? Он просто почему-то перестает на нее смотреть. Она становится как-бы невидимкой. Но невидимкой, который постоянно зовет познакомиться. Человек сделает 5-10-20 подходов, и постепенно снизит важность проблемы до такого уровня, что сможет с ней взаимодействовать. И в итоге - разобраться в ней.
     
    Irishk@, Юнис и Рыжая-бесстыжая нравится это.
  18. Константин Довлатов, я думаю, вы поняли, что я имела в виду.
    и, если мы говорим о метафорах и ассоциациях, пусть мое сообщение будет прочитано символично. как предупреждающая надпись "ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ".
     
  19. ЕК

    ЕК Дива

    Котомоции используют, когда надо разобраться в ситуации. Когда необходимо что-то понять, осознать, изменить.

    Вот здесь о них Константин рассказывает более подробно:



    Мурчастье - "солнышко на каждый день". Достаешь с утра колоду, задаешь себе вопрос "Какого ресурса у меня не хватает, чтобы сделать день волшебным?" :), достаешь карту, убираешь блокировку этого ресурса (любым методом), впускаешь ресурс, наполняешься ресурсом, смотришь на планы дня, они под воздействием ресурса модифицируются и с удовольствием идешь жить :).


    cообщение объединено 28 июн 2017оригинальное сообщение - 28 июн 2017
    Рыжая-бесстыжая, Вы, действительно, затронула очень интересный аспект этой темы.
    Можете привести более конкретный пример или сценарий, при котором использование метафорических карт человеком без психологического образования могло бы принести вред? Даже если этот пример - не из реальной жизни, а на уровне фантазий, размышлений. Скажем так - гипотетический.
     
    Irishk@ нравится это.
  20. ЕК, уф, дернул меня черт влезть в тему ) попробую объяснить.
    я не говорю о том, что тем, у кого нет специального образования, строго-настрого запрещается брать карты в руки. если речь идет о самопомощи, если карты помогают человеку структурировать свои мысли, настроиться - здорово.
    другое же дело, если человек, взяв мак в руки, начинает "консультировать" друзей и близких. понимаете, всегда есть вероятность "копнуть" слишком глубоко. и можно достать на поверхность что-то очень болезненное, травмирующее. расковырять ранку. погрузить человека в острое переживание, вывести из которого может быть трудно. может просто не хватить ресурсов или знаний. кроме того, вполне может всплыть проблема, касающаяся непосредственно ваших с человеком отношений. и осадок потом останется у обоих. еще хуже - если человек вдруг осознает, что проблема - в ваших с ним отношениях, но не сможет об этом сказать.
    отдельная тема - дети и родители. я ни в коем случае не хочу обидеть вас или кого-то еще. но. не секрет, что зачастую родители навязывают свою точку зрения, свои решения детям. из самых лучших побуждений, от большой любви, и, чаще всего, неосознанно. хорошо, если родитель - понимающий и принимающий. тогда карты действительно могут стать помощником в разговоре с ребенком. но в другой ситуации они же могут стать для него "пыткой". а еще родители, которые очень любят своих детей, очень за них переживают. и всегда смогут накрутить себя, сделав из мухи слона.
    родитель/друг/брат/жена - это все "заинтересованные" люди. связанные определенными отношениями, чувствами, переживаниями, секретами. а работать с близкими - очень сложно.
    к сожалению, я не могу привести конкретные примеры касательно мак. но я вдоволь насмотрелась схожих проблем в смежных областях, когда психологический инструментарий попадает "не в те руки". когда, например, человек, прочитав в интернете описание пары проективных методик, берется расставлять окружающим диагнозы по рисункам. или когда мама, искренне переживающая за успехи своего ребенка, натаскивает его по методикам, в т.ч. интеллектуальным тестам. а ребенок потом приходит к психологу как на экзамен. или честно признается, что знает правильный ответ в методике "4 лишний", потому что мама научила. и вроде бы ребенок правильно определяет, что в группе "река, озеро, мост, море, пруд" лишний - мост. но выбирает он мост не потому, что все остальное - водоемы, а потому, что мама так сказала.
    а ведь знаете, ребенок может нарисовать рисунок черным карандашом просто потому, что все остальные - затупились. были у меня как-то первоклашки, с которыми мы рисовали волшебную школу зверей. и вот один мальчик нарисовал скорую помощь, пояснив, что в школе кому-то стало плохо. казалось бы, караул, да? дезадаптация! все оказалось гораздо прозаичнее :Biggrin: ему просто лень было что-то придумывать, поэтому он рисовал "с натуры", глядя в окно. а окна выходили на соседнюю школу, к которой в тот момент действительно подъехала скорая.
    я уже не говорю о том, что находятся "специалисты", сходившие на одно-двухдневные курсы, и ставшие великими тренерами/консультантами и т.д. ну а что? раз сам психолог говорит, что образование не обязательно?
    в общем, я просто не смогла пройти мимо слов "психологическое образование не обязательно". повторюсь, что ни в коем случае не хотела обидеть вас или кого-то из див. и ни в коем случае не хочу поставить психологов выше "простых смертных". просто подходить к такому инструментарию надо осторожно. вот и зацепила меня фраза.
     
    Константин Довлатов и mask нравится это.
Загрузка...